Катя (lytdybr) wrote in school_lj,
Катя
lytdybr
school_lj

Рецепт популярности в ЖЖ

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги о ЖЖ «По живому. 1999-2009: LiveJournal в России» Андрея Подшибякина, бывшего управляющего редактора ЖЖ.
Вот в этом уроке был опубликован отрывок из главы «Бизнес ЖЖ и на ЖЖ». А сегодня вы можете прочитать начало главы «Рецепт популярности».  И хотя с 2009 года, в котором была опубликована эта книга, много воды утекло, некоторые вещи не изменились. Люди все так же хотят стать популярными в ЖЖ - и рецепт популярности с годами не меняется. Подробности под катом.

Хочу ещё раз подчеркнуть, что книга (отрывок из которой я даю без изменений) была опубликована в 2009 году, и за это время некоторые реалии (в данном случае - топ-блогеры) могли измениться.

----
Уорхоловские «пятнадцать минут славы», полагающиеся каждому человеку, идеально описывают LiveJournal. Это бесконечная ярмарка тщеславия, в которой так или иначе участвуют даже те, кто никогда ни в чем подобное не признается. Впрочем, ЖЖ-шная слава — совершенно уникальная и со славой в ее традиционном, оффлайновом понимании соотносится не всегда. Неясно, в чем ее измерять — в количестве виртуальных «друзей»? В сотнях комментариев к каждой записи? Вычислять из индекса цитирования своего блога или добиваться того, чтобы избранное из твоего ЖЖ оказалось издано на бумаге (что, кстати, уже не редкость)?

toblogornottoblog
Картинка найдена на просторах интернета

Три-четыре года назад, когда ЖЖ стал все чаще попадать в поле зрения традиционных медиа, «тысячникам» в интервью любили задавать вопрос о том, как стать тысячником. Простой ответ звучит так: «Быть интересным». Сложных ответов гораздо больше, некоторые из них связаны с «программами взаимного добавления в друзья», обменом ссылками и прочими глупостями, другие — с выбором тем и регулярным запуском провокаций.

Одну из наиболее внятных инструкций в ноябре 2005 года разместила в своем блоге corpuscula. Первая обозначенная ею заповедь — периодичность: «Не важно, пишете вы раз в месяц или раз в день или сто раз в день, но определенный темп должен быть выдержан. [...] Содержание напрямую связано с периодичностью. Чем реже вы пишете, тем более значимым должен быть пост. Писать раз в месяц о том, что вы попили чаю, смысла нет».

Второе правило: «Пишите про интересное. Интересным может быть все, если оно интересно вам».

Третье: «Соблюдайте размер. Люди отвыкли читать длинные тексты. Научитесь писать коротко. [...] Когда научитесь писать коротко, научитесь с такой же плотностью писать длинно. Это не просто, но в конце концов, дело пойдет».

К ЖЖ-текстам, кстати, вполне применимо важное редакторское правило, которому учат на первом курсе журфака: взять практически любой текст, немедленно выкинуть оттуда первый и последний абзацы, после чего приступить к собственно редактура. Ситуация осложняется многократно, если работать приходится с собственным текстом, — эта трагическая история, раньше знакомая только считанным журналистам, с появлением ЖЖ стала привычной для миллионов людей.

Четвертый совет corpuscula возвращает нас к пункту 1: «Пишите хорошо».

При этом самый популярный блогер кириллического ЖЖ Рустем Адагамов (drugoi) нарушает как минимум одну из этих заповедей: тестов как таковых в его фотоблоге почти нет, а те, что есть, выполняют функцию развернутых подписей к иллюстрациям — «кэпшенам» в термилоногии глянцевых редакций. Третий по популярности блогер, Евгений Гришковец (e_grishkovets), пренебрегает периодичностью и иногда ничего не пишет неделями — что не мешает ему оставаться чрезвычайно популярным. Даже сама постановка вопроса о необходимости что-либо писать сомнительна: огромной популярностью пользуются «картиночные» блоги карикатуриста и графика Егора Жгуна (zhgun), создателя «Масяни» Олега Куваева (samoleg) и автора гениальных лубков Андрея Кузнецова (akuaku). И так далее; главный секрет ЖЖ-популярности заключается в том, что подлежащего формализации секрета ЖЖ-популярности не существует. Кроме мантры «быть интересным».

[...]

Каждый, кто хотя бы вполглаза следил за развитием интернета, наверняка заметил — это постоянно меняющийся ландшафт, где о вчерашнем лидере сегодня никто не вспоминает (когда вы в последний раз заходили на Altavista,), а простая идея («а что, если предоставить людям возможность бесплатно обмениваться музыкальными файлами?») способна привести в замешательство многомиллиардные индустрии и перевернуть все представления о возможном и невозможном. В этом смысле ЖЖ похож на уменьшенную модель интернета — это пространство больших возможностей. Что снова возвращает нас к первому пункту: достаточно быть интересным, все остальное доделает ЖЖ-шное «сарафанное радио», намного более эффективное, чем любая реклама.

Получается, что единственный рецепт популярности в ЖЖ — справиться со страхом чистого листа. Это ощущение знакомо каждому пишущему человеку - от газетного репортера до автора «философского ЖЖ-романа "Хаос Несебетождественности"»; справиться с ним гораздо труднее, чем поставить последнюю точку в законченном тексте. Первое написанное слово, опубликованная фотография или выложенное в своём ЖЖ видео, — первый шаг к упомянутому слому иерархий, кнопка вызова вертикального лифта. Нужно только заставить себя ее нажать.

---

Прочитать всю главу целиком можно в книге Андрея Подшибякина «По живому. 1999-2009: LiveJournal в России».



Как вам такие правила? Что вы думаете по поводу универсального рецепта популярности в ЖЖ, существует ли он?

Tags: помериться популярностью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 113 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →