Алексей Березин (alex_aka_jj) wrote in school_lj,
Алексей Березин
alex_aka_jj
school_lj

Как вести литературный блог (Часть 2)

И снова здравствуйте, друзья! С вами опять я, Алексей alex_aka_jj Березин, и сегодня мы продолжаем наш урок на тему «Литературные блоги и с чем их едят».

Те, кто пропустил первое занятие, могут найти конспекты здесь:
http://school-lj.livejournal.com/52675.html.


Сел Иван на коня и поскакал

Итак, приступаем к ведению авторского блога.

Первое, с чем вам придется столкнуться в ЖЖ — вас никто не знает.

Вообще. Абсолютно никто. И никто не бросится вас читать, едва вы опубликуете свой первый пост в блоге.

И даже после второго читатели не прибегут гурьбой. И после десятого тоже.


Известность приходит очень, очень медленно. Иногда — слишком медленно. Утешайте себя тем, что путь гения тернист и труден. Это только геростраты становятся известными за одну ночь. Се ля ви.

Один блогер однажды написал мне письмо: «Алексей, я пишу в блог уже два с половиной года, а меня читают всего 150 человек. Как мне попасть в топ ЖЖ? Совет «писать интересно» я не приму, так как писать неинтересно у меня не получается».

Так вот, открою вам еще одну страшную тайну. Я тоже писал в блог несколько лет подряд, а до этого много лет публиковал свои рассказы и стихи на других сайтах и блогах Рунета, прежде чем читатели меня заметили. Вы можете писать гениальные рассказы или стихи годами, но даже если вы новый Чехов пополам с Есениным, нет никакой гарантии быстрого успеха. В этом сказывается особенность Интернета: здесь Огромное Количество Информации. Именно так, с больших букв. Интернет — это чудовищное море информации, и вы можете добавить в него лишь пару капель от себя лично — поверьте, читателю не так-то просто отыскать эти капли и понять, что они чем-то лучше, чем миллиарды других.

Блоги в ЖЖ на сегодняшний день имеют около десяти миллионов человек. И вероятно, многие из авторов (может, даже большинство) хотели бы, чтобы их блог был популярным и интересным для читателей. Поэтому резонно будет спросить себя: почему из всех этих миллионов лишь единицы становятся более или менее читаемыми?

И ответ только один: нужно писать интересно! Нет другого рецепта. Нужно писать интереснее других, нужно писать так, чтобы читатель предпочел именно ваш блог тысячам прочих.

Это не означает, что вы должны подстраиваться под читателя, пытаться угодить его вкусам. Совсем наоборот: пишите о том, что интересно лично вам. Ведь увлекательно можно написать лишь о тех вещах, которые волнуют самого автора. Если тема вам неинтересна — вы и читателя не сумеете «заразить» интересом к ней.

Мне бы в небо

Среди блогеров зачастую бытует мнение, что главное — добраться до топа ЖЖ, а там уже и слава, и почет, и 72 девственницы и всеобщее обожание.

Это не так. Попасть в топ ЖЖ — все равно, что попасть на доску почета в каком-нибудь городском сквере. Ну, повесили туда ваше фото — а дальше что?..

У «топовых» блогеров почти любой пост «автоматически» попадает в топ. Это происходит не потому, что они богаты и знамениты «элита» ЖЖ, а просто потому, что их читает большое количество подписчиков. Попадание в топ ЖЖ — это в буквальном смысле слова побочный эффект читаемости поста.

Кроме того, топ ЖЖ удобен для того, чтобы анализировать, какие тексты интересны читателю. Посты топ-блогеров мало что дадут для этого анализа, внимание нужно обращать на те посты, авторы которых малоизвестны и не имеют большого количества подписчиков.

Добраться до топа может практически любой пост, если он окажется интересным или если просто повезет (такое случается сплошь и рядом). Попав в топ, пост пробудет там от одного до пяти-семи часов, очень редко — сутки и более. Это в буквальном смысле «минута славы». Но один случайно попавший в топ пост добавит вам лишь нескольких френдов, и на этом дело закончится: как только пост «уйдет» из топа, иссякнет и поток посетителей. А вы ведь хотите, чтобы читатели вас запомнили и полюбили, не так ли?

Отсюда мораль: нужно писать такие посты, чтобы читателям понравилось их читать, чтобы они захотели поделиться со своими друзьями и знакомыми. А уж когда ваши тексты начнут читать достаточно большое количество читателей — тогда ваш журнал сам собой начнет попадать в топ ЖЖ.

Повторим еще раз: топ ЖЖ — не самоцель. Правильная цель — интересный для читателей журнал. А топ ЖЖ — это лишь показатель того, что ваши тексты интересны и их читают.

Я к вам пишу — чего же боле?

Но будет ли читателю интересно то, о чем вы пишете?..

А вот это уже полностью зависит от вас и от вашего писательского мастерства. Есть сотни примеров того, как интересные и комичные ситуации были описаны сухо и скучно, и наоборот, о самых банальных происшествиях можно рассказать так захватывающе, что читателю захочется читать еще и еще. Не верите?

Вот описание праздника в одном из учреждений детского досуга:

«Интересно и с пользой! Именно так прошел 88-ой день рождения Дворца детского творчества. Целую неделю, с 8 по 15 февраля, для многих ребят занятия проходили не совсем обычно. В Звездном зале Дворца была оформлена выставочная экспозиция, по материалам которой проводились экскурсии. Занимательно и увлеченно Галина Михайловна проводила путешествие по страницам истории Дворца. Ребята могли побывать в Зимнем саду, обсерватории, узнать, где располагаются некоторые объединения. Интересными событиями празднования дня рождения Дворца стали творческие и интеллектуальный конкурсы. Спасибо всем участникам за проделанную работу, ну а победители — примите поздравления!!!»

Интересно?..

Ни капли. От этого текста веет какой-то бюрократической отчетностью, он более сухой, чем Калахари. А ведь в нем описана целая неделя детских мероприятий, наверняка — веселых и увлекательных, раз они так понравились ребятам!

А вот вам другая история. Девушка на машине слегка стукнула автобус. На наших дорогах такое случается по сто раз в день. Скучно?.. А вот почитайте:

«автобусы ЛиАЗ очень крепкие лицом.
правда-правда, лично пробовала.
и не спрашивайте, зачем.
я обычная женщина, иногда мне просто хочется
поехать назад, без причины.
теперь попа вмята в направлении, стремящемся от автобуса,
а у того автобуса - изящная царапина на скуле.
ему даже к лицу, паразиту, как-то даже мужественнее стал.
ну, насколько это возможно в принципе - стать мужественнее,
если ты ЛиАЗ голубенького цвета
».
(с) dobraya_veda (http://dobraya-veda.livejournal.com/55447.html)

Думаю, вывод очевиден. Главная ценность вашего текста — вовсе не в том, ЧТО текст описывает, а в том, КАК это описано.

Как же проверить, интересны ли читателям ваши тексты?

Да очень просто. Дайте почитать текст своим друзьям, разошлите френдам в социальных сетях. Только не признавайтесь, что автор — вы. Просто предложите им свое произведение, и попросите сказать, что они думают. Чем больше друзей и знакомых вы опросите, тем больше отзывов получите. Ни в коем случае не обижайтесь, если отзыв окажется негативным: помните, что вы сами хотели от друзей объективности, и вы ее получили. К тому же, один или два негативных отзыва сами по себе еще ничего не значат.

Хуже, если отрицательных рецензий достаточно много: скорее всего, и в блоге это произведение не будет пользоваться успехом. Это еще не значит, что оно однозначно плохое. Думаю, если бы Лев Толстой выложил в наши дни первую главу «Войны и мира» в сеть, она едва ли собрала бы сотню «лайков». Но тем не менее, это повод задуматься: все ли я делаю правильно? И возможно, стоит еще поработать над произведением?..

Никогда не говорите, как тот блогер: «писать неинтересно у меня не получается». Глупости! Писать неинтересно так легко, что получается у всех. Писать интересно — гораздо сложнее.

Американский фантаст Гарри Гаррисон в своей книге «Фантастическая сага» вложил в уста персонажа такую фразу: «Если ты ни на что не способен, ты быстро узнаешь об этом, и тебя отовсюду гонят, и ты идешь работать заправщиком на автостанцию. Если ты гений, ты тоже знаешь это, и твоя жизнь сделана. А вот если ты посредственность, ты никогда не можешь до конца этому поверить и сваливаешь все на обстоятельства…»

Увы, в блогах вы можете без труда найти десятки тысяч посредственных авторов. Авторов, убежденных, что пишут дьявольски интересно и талантливо, но читатель не приходит к ним в блог по каким-то неясным внешним причинам.

А причина проста: некритичное отношение к себе и своим текстам.

(Продолжение следует)


И пока мы ждем очередного поста с продолжением (который будет опубликован завтра), давайте поиграем. Игра называется «Графоман».

Напишите мне в комментариях короткий (не больше 400-500 знаков) рассказ (стишок, хайку, анекдот), в котором обязательно должны быть любые четыре слова (ровно четыре!) из списка:

Билет, канделябр, верхолаз, вовнутрь, чопорный, осклабиться, архаика, остров, мешок, пятьдесят, утро, бистро, отчет, корень, пятнистый, бульвар, смех, хвост, складной, тирада, утка, гармония, сорвать, служебный, римлянин, искусственный, сани, муж, кратер, промысел.

К примеру, вот так:

Джон снял мешок с головы Марка и вынул кляп.
— Воды, — выдохнул Марк.
— Ты вытянул счастливый билет, парень, — осклабился Джон.
Он поставил перед Марком таз с водой, схватил его за волосы и на несколько секунд окунул.
— Мне нужны мои деньги, — сказал он.
Марк помотал головой, капли воды полетели во все стороны. Джон пожал плечами.
— К утру ты передумаешь.


Или так:

Кружечку пива в бистро
Муж принимает вовнутрь.
Утро пришло.


Слова можно склонять («корень» - «корня») и менять число («бульвар» - «бульвары»), но нельзя менять часть речи (т.е. делать из существительного глагол, например «смех» - «смеяться», и т.п.).

Пишем в комментариях первого уровня! Во втором уровне — голосуем и хвалим!

Ну, а все, кто не играет — ответьте мне на вопрос. Как вы считаете, что такое графомания? Бывает так, что графомания — это хорошо, или это всегда плохо?

Tags: советы бывалых блогеров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 315 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →