Катя (lytdybr) wrote in school_lj,
Катя
lytdybr
school_lj

Как создаются новые фишки в ЖЖ

Далеко не у всех есть возможность побывать в офисе ЖЖ. Кто-то не из Москвы, кто-то стесняется или не знает, что мы иногда приглашаем блогеров в гости. Но даже те, кому посчастливилось, не в курсе, каким образом строится работа блог-платформы №1. Чтобы у каждого из вас было представление, как в ЖЖ появляются новые фишки, распишу все в деталях. Тут описан стандартный процесс — и только то, что мы делаем сами, а не отдаем на аутсорс.


Начинается все как обычно с идеи: кто-то один (или коллективно) придумывает, что какую-то штуку было бы неплохо сделать в ЖЖ. Иногда нововведение предлагают сами пользователи. Если оно актуально и будет востребованным, идею обсуждают, «допиливают», утверждают и передают продакт-менеджеру. Давайте разберем все на примере сервиса «Промо записей».

еще промо

Продакт-менеджер кратко описывает концепт нового сервиса. В случае с «Промо записей» — что это («блок на главной странице ЖЖ»), для чего («предназначен для промоутирования записей за жетоны»). Далее продакт-менеджер вместе с аналитиком обсуждают и просчитывают детали и пишут спецификацию: сколько времени будет висеть запись, будет ли это аукционная система, какова минимальная ставка, какими будут нотификации, что произойдет, если один пользователь перекупит место в блоке дороже, чем тот, что висит сейчас… Все эти нюансы прописываются в технической спецификации — они заводятся разные на каждый проект.

Затем все еще раз согласовывается, уточняется, дописывается, переделывается, обсуждается. К процессу подключают дизайнеров — теперь уже они будут придумывать, как «Промо» будет выглядеть: рисуют макет, дорабатывают и исправляют его с учетом пожеланий руководства, продакт-менеджера и аналитика — и копирайтера, чтобы он придумал или продумал формулировки. На этом этапе очень важно продумать функциональность и удобство нового сервиса. Хотела показать вам, как могло бы выглядеть «Промо записей» — то есть один из вариантов, на котором, как вы понимаете, не остановились — коллеги говорят, что он практически не претерпевал изменений, так что просто покажу вам, как оно выглядит сейчас:


промо

Планирование ресурсов

Возможно, вы уже знаете — изменения в ЖЖ не происходят каждый день. Релиз (то есть обновление, или пуш), содержащий большие нововведения, случается примерно раз в месяц. Патч-релизы — чуть чаще, их делают для того, чтобы оперативно исправить какие-то возникшие ошибки. В какой-то степени это сродни выпуску глянца – когда вы держите в руках июньский номер, редакция вовсю уже работает над сентябрьским. Так и здесь — когда в ЖЖ происходит какое-то нововведение, команда продолжает работать над новыми проектами, которые увидят свет спустя какое-то время.

Так вот, каждую неделю происходит планирование и распределение ресурсов. В понедельник все собираются в больших переговорках и раздают задания, кто чем будет на это неделе будет заниматься. Специально из архивов — несколько фотографий с планирования:



IMG_0368фотографияAwUoglICAAAOJLV

Определение приоритетов — очень важный этап. Именно в зависимости от приоритизации решается, очередь какого из проектов настанет в этот раз. Приоритизируются в зависимости от сложности и актуальности, а также соответствия планам всех отделов (включая, например, коммерцию).

Разработка

Если проект не утвержден, он будет дожидаться своей очереди. Если утвержден — задание передается ответственному за него программисту, который будет работать над ним в течение некоторого времени. Эта часть называется server side — и результат обычный пользователь не увидит, так как происходит процесс «сборки» веб-страниц на сервере, проще говоря, написание кода. В середине разработки подключается отдел client-side, который и дорабатывает фишку до такого вида, как это «получают» пользователи. Именно тут дизайн «натягивается», адаптируется, облекается в ощутимую и видимую форму, появляются javascript-эффекты (различные окна, выплывания и прочее). После чего в процесс включаются тестировщики.

Тестирование

Отдел тестирования (или QA) отвечает за качество продукта. Именно эти доблестные сотрудники в разных браузерах и операционных системах пытаются воспроизвести те или иные ситуации и понять, с какими проблемами могу столкнуться пользователи. Первый этап — тестирование на альфа-серверах, внутри офиса ЖЖ. Какое-то время сотрудники компании находят баги (ошибки) в новом сервисе и общаются с разработчиком на предмет их исправления. Затем — бета-тестирование. Примерно в течение недели абсолютно любой желающий может «пощупать» новинки (настоящий эксклюзив!), поучаствовать в процессе создания проектов и высказаться, если что-то работает не так, как нужно. Стать бета-пользователем и «потрогать» новый продукт заранее может абсолютно каждый, для этого надо вступить в сообщество lj_ru_beta, а затем перейти на страницу http://www.livejournal.com/betatest.bml и переключиться на сервер Beta. В сообществе, кстати, своевременно выкладываются анонсы, написанные копирайтером.

Выпуск

Далее, собственно, случается то, чего все ждали. Обновление выходит в свет — обычно рано утром или поздно вечером, поскольку нагрузки на сервис в этот момент минимальны. Теперь уже всем пользователям становится заметно и доступно нововведение. Мы выпускаем ru_news (тексты к которому пишет копирайтер), делаем нужную справку на каждое нововведение (и их тоже создает копирайтер, да-да) и продолжаем тестировать и собирать отзывы пользователей, поскольку при выкладке могут возникнуть трудности.

Поддержка

Ну а если что не так — все предложения и замечания принимаются уже в Службе поддержки, куда можно обратиться при помощи специальной формы. Саппорт обычно отвечает на запросы в течение трех дней, и если у вас нет времени ждать, то найти ответ на свой вопрос можно в Справке ЖЖ. В Службу поддержки ЖЖ ежедневно приходят тысячи запросов, поэтому мы не отказываемся от помощи добровольцев — если вы продвинутый пользователь ЖЖ, вы можете вступить в ряды добровольцев и помочь нам в нелегком, но очень увлекательном развитии блог-платформы №1 в России и странах СНГ.

Есть еще и Конфликтная комиссия, в введении которой находится решение конфликтов между пользователями — но про нее будет отдельный пост, потому что это совсем другая история и совсем кратко и при этом понятно рассказать не получится.


Вот так, день за днем, год за годом, в LiveJournal происходит процесс внедрения новых продуктов — я надеюсь, что ничего непонятного между нами не осталось, но если какой-то момент остался вам неясным до конца, смело задавайте вопросы, а мы с коллегами вам расскажем, как у нас тут что происходит :)

Tags: история ЖЖ, мы работаем в ЖЖ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments